Семенихин Николай Фёдорович. Родился 17 декабря 1937 года Куренко-Васильевка Северного района Оренбургской области. С 1956 по 1959 г. учился в Ивановском военно-техническом училище, затем – в г. Энгельсе в зенитно-ракетном училище. С 1959 по 1966 г. – ст. техник под Ленинградом, с 1966 по 1968 г. – начальник отделения радиотехнической батареи Таллинской бригады (Эстонская ССР). С 1968 по 1972 г. – учёба в Военной командной академии ПВО имени Г. К. Жукова. С 1972 по 1978 г. – командир отдельного зенитно-ракетного дивизиона Каунасской бригады (Литовская ССР). С 1978 по 1983 г. – начальник оперативного отделения зенитно-ракетной бригады (Гвардейск, Калининградская область). В 1983 г. уволился в запас. Работал в Молодечненском политехническом техникуме с января 1984 года по 2009 год.
- Расскажите о своих родителях, значимых людях из детства, юности.
- Родился в Оренбуржье, в сельской местности. Родители работали в колхозе. В семье было две сестры, брат. Самыми значимыми людьми для нас были учителя.
- Школа. Каким Вы были учеником? В драках участвовали?
- 7 классов я окончил в родной деревне. Старшие классы – за 20 километров от дома. На выходные ходили пешком. Драк стенка на стенку не было. Сам я в юности был спокойный.
- Почему пошли по военной стезе?
- Сильное влияние оказал дядя. Он служил после войны в Германии. Вот в конце учёбы в школе и произошёл решающий выбор.
- В каких войсках служили?
- ПВО.
- Где побывали Вы па долгу службы на обширных просторах бывшего Советского Союза?
- В Ленинградской области, Эстонии, Литве, Гвардейске (Калининградская область). Учился в Академии…
- Кстати, как Вы относитесь к тому, что СССР не стало?
- Болезненное отношение. К сожалению. Мы гордились великой страной. А сейчас что?
- Какие места службы наиболее запомнились?
- В Гатчине, под Ленинградом. Народ был несравним с теперешним. Люди поддерживали друг друга. Если чего не знаешь, расскажут, буквально проведут куда надо. Это коренные ленинградцы, закалённые блокадой.
- В чём отличие людей, которые прошли армию, и тех, кто не служил?
- Те, кто служил, более приучены к самостоятельности, дисциплине, ответственности. Таких берут в МЧС, на другую серьёзную мужскую работу.
- Какие отличия гарнизонной жизни и «гражданки»?
- «На точках» люди более сплочённые. Все находятся в одинаковых условиях: и командир части, и «зелёный» лейтенант. Полная взаимопомощь. Жёны старших офицеров подсказывали более молодым как себя вести, как относиться к мужу и т.д. По традиции, вновь прибывших встречали дружеским застольем.
- С кем легче: с солдатами или учащимися?
- Конечно, с солдатами. Тут сила приказа и сама военная форма заставляет и обязывает. А может быть ещё и наказание.
- Вас знает практически весь колледж. Изменяются ли с годами учащиеся? Как?
- Раньше другие условия были, другая обстановка. Разбалтывает не учебное заведение, а улица. Изменяются, к сожалению, не в лучшую сторону.
- Как бы Вы определили цель Вашей дисциплины?
- Подготовка юношей к службе в армии – это главное. А также один из важных элементов воспитания человеческого характера – самодисциплина. Некоторые родители сами обращаются в военкомат, чтобы их детей забрали в армию. Важным элементом является то, чтобы молодой человек был вежливо воспитан, уважительно относился к старшим.
- Вспомните, какие-нибудь яркие моменты из Вышей воинской жизни.
- Самые яркие – полигоны. Переброска за 1000 километров; жара – 50 градусов; 100 километров надо ехать за водой; песок кругом, и в палатках тоже. Ну, ничего, со временем привыкаешь. Незабываемы запуски ракет, особенно в ночное время…
Тут не обойтись без нашего редакционного комментария.
СССР «предоставлял» своим гражданам, особенно военным, полный набор испытаний климатом. Приведём несколько примеров. На суровой Чукотке местное население определяет температуру с помощью обыкновенного плевка: если он замерзал при соприкосновении с землёй – значит мороз более 50 градусов. А в Казахстане, наоборот, во время дождя дождинки не долетают до земли , испаряясь в воздухе. И при этом на той же территории бывали ливни, когда смывались солдатские палатки. На полуострове Диксон, чтобы попасть на пост, солдаты передвигались по канату – иначе могла задуть пурга… Вот в таких условиях военнослужащим надо было выживать и в жару, и холод! И, конечно же, выполнять свои воинские обязанности!
- Как появилась жена лейтенанта Семенихина? Расскажите о ней.
- Познакомились во время очередного отпуска на Родине. В следующий отпуск поженились. Я считаю, что удачно женился. Она работала педагогом. В детях души не чаяла – скучала по ним даже в отпуске. Даже сейчас ей звонят воспитанники из Чехии, Америки… Из Минска приезжают советоваться при возникновении жизненных проблем.
- Как поживает Ваш сын?
- Школу он закончил с золотой медалью. Затем был Ленинградский электротехнический институт и аспирантура. Это учебное заведение сейчас заканчивает и внук. Было время – хотел в армию, потом желание прошло. Распался Союз. Настало время, когда мы передавали продукты из Молодечно. Сейчас работает ведущим инженером уже в Санкт-Петербурге.
- В современном мире очень силен терроризм. Как изменилась при этом роль военных?
-Если где-то что-то и случается, туда бросают военных. Яркий пример-Чернобыль. Кто первым осуществлял ликвидацию аварии? Военные. Допустим, взорвался дом. Кто работает? Военные…
-Сможете ли Вы отличить по внешнему виду военного человека от невоенного?
- Я думаю, смогу. Походка. Военный более опрятен: жизнь заставляла быть таким; у военного не видно расхлябанности…
- Мы живем один раз в этом мире. Вы считаете себя успешным?
-Я не жалею, что пошел в Вооруженные силы. Может быть, карьера и не была успешной. В 70-е годы офицеров в этих войсках «делали» быстро. Их даже называли «декабристы»: «звезды» получали за 11 месяцев, в декабре.
-Чем вы любите заниматься вне работы?
-Чтобы сидеть и ничего не делать - не могу. Дача в Татарщизне. Купили только стены. Остальное делаем сами.
-Ваши новогодние пожелания читателям «Вестника колледжа».
- Успехов, счастья, любви, радости. Чтоб новый год был лучше, чем уходящий.